Царские списки. Додинастика

Как известно, о династиях египетских царей и последовательности их правления мы знаем только благодаря записям, оставшимся от самих египтян. Списки царей называются также историческими хрониками. Царские списки высекались древними египтянами на камнях, рисовались на стенах гробниц и храмов, а потом существовали и написанными на папирусах.

Событие, послужившее началом династическому периоду правления, принято называть «объединением Египта». Родоначальник египтологии Жан-Франсуа Шампольон датировал это событие VI тысячелетием до н.э., сегодня датируют IV-м (3200 — 3000 гг.). До этого в долине Нила существовало, по меньшей мере, два царства (или вождества?) — Верхнего и Нижнего Египта. Самая ранняя из известных египетских исторических хроник, т.н. Палермский камень (на картинке сверху), сохранила до наших времён лишь некоторые имена царей (или вождей) додинастического Нижнего Египта (их было бы больше, если бы сохранилась верхушка камня). Далее указаны имена и события, имевшие место во время правления царей вплоть до V-й династии. Но что же было на утерянной верхушке Палермского камня? Каков был додинастический Египет?

Данные археологических раскопок наиболее древних эпох показывают наличие племенных стоянок в отдельных регионах долины Нила, причём в зависимости от времени года племена мигрировали между стоянками. Разумеется, эта приблизительная картина составлена на основе довольно скудного материала. Сохранила ли сами древние египтяне какую-либо память о своей столь древней истории? Вообще-то, да!

Наиболее знаменитой исторический хроникой является труд египетского жреца Манефона из Себеннита (III век до н.э.) под названием «Айгюптиака» (наиболее точный перевод названия — «Египетские вопросы»). Этот труд не сохранился до наших времён, а дошёл цитатами и выдержками в произведениях более поздних авторов. Что касается додинастического периода, то его описание в Айгюптиаке было, но оно частично сохранилось лишь в труде историка церкви Евсевия Памфила из Кесарии (примерно 260 — 340 гг. н.э.) под названием «Хроники и выдержки из разных историй греков и варваров», более известном просто как «Хроники Евсевия». Этот труд, в свою очередь, сохранился только в переводе на грабар (классический армянский язык). Удивительно, но полного перевода данного труда на русский не существует. Ниже представлен авторский перевод интересующего нас фрагмента:

«Из Айгюптиаки Манефона, составившего свой свод в трёх книгах. Они касаются Богов, Полубогов, Духов Мёртвых и смертных правителей, правивших Египтом до персидского царя Дария.

1. Первый человек (или бог) в Египте – Гефест, также известный среди египтян как изобретатель огня. Его сменило Солнце (которое сменил Агатходаймон), за которым последовал Кронос, а за ним Осирис. Потом пришёл Тифон, брат Осириса, а потом Хор, который был сыном Осириса и Исиды. Они были первыми правителями египтян. После них один правитель сменял другого вплоть до времён Бидиса (или Битиса), этот период длился 13900 лет. То были посчитаны лунные годы, состоящие из 30 дней каждый, то, что мы сейчас называем месяцем, египтяне считали за целый год.

2. После правления Богов, правили Полубоги на протяжении 1255 лет. Потом другие цари правили 1817 лет, за ними 30 царей из Мемфиса правили 1790 лет. Затем 10 царей из Тиниса правили 350 лет.

3. Затем последовало царствование Духов Мёртвых и Полубогов, длившееся 5813 лет.

4. Всё вместе [касательно последних пяти групп] составляет 11000 лет, лунных лет, т.е. месяцев. Вообще же всего – правления Богов, Полубогов и Духов Мёртвых египтяне насчитывают 24900 лунных лет, что составляет 2206 солнечных лет».

Древние египтяне не измеряли годы лунами, поэтому догадку Евсевия по поводу соответствия количества лет месяцам можно смело отмести. В то же время, никто не знает, чему равен в данном случае год и является ли он постоянной величиной. Данный текст мало интересовал египтологов, потому как они считали эти представления явно мифологическими. Иными словами, они считали, что этого не было.

Тогда возникает вопрос — откуда взялось количество лет правления? Неужели жрецы сами сочинили эти данные и поставили в исторические документы из злого умысла? — Вот такой вариант представляется явно мифологическим. Иными словами, этого не было.

Переведём греческие имена в египетские и получаем следующую последовательность правления: Птах → Ра → Шу → Геб → Осирис → Сетх → Хор.

Есть и другая, более ранняя историческая хроника, известная как Туринский папирус. В нём также сохранились некоторые данные о додинастическом периоде. Вот что писал об этом сэр Джону Гарднер Уилкинсон (1797 – 1875):

«Первый ряд царей состоит из богов, перечисленных и у Манефона, которые предшествуют Менесу и другим смертным царям, правившим в Египте; последние же имена, которые остаются во фрагменте №11 – Геб (Сатурн), Осирис, Сетх (Тифон), Хор (старший, или Aroeris, брат Осириса), Тот, Thmei (Маат), и Хор (младший, сын Осириса и Исиды). […] На папирусе количество лет царствования богов было утеряно, за исключением имени старшего Хора, за которым следует “300 лет” и Тота, который правил, по-видимому, “7226 лет”. […] Хор младший является, очевидно, последним из этих богов на папирусе, поскольку следующая строка начинается с красного знака, который показывает начало новой династии»

Ни в каких других известных исторических хрониках сведений о додинастическом периоде египетской истории не содержится.

Отправить ответ

Вход только через социальные сети.
  Подписаться  
Уведомлять о