Как относиться к альтернативной египтологии?

Ответ на этот вопрос необходимо начать с небольшого экскурса в историю этой дисциплины. Так называемая «альтернативная египтология» появилась в середине ХХ столетия после того, как математик Рене Шваллер де Любич (1887 – 1961) представил на суд Французского египтологического сообщества результаты своего исследования Луксорского храма. Он обнаружил, что в архитектуру этого храмового комплекса успешно вписываются математические законы, открытые совсем недавно, и сделал из этого вывод, что древние египтяне обладали куда бо́льшими знаниями, чем было принято считать. Египтологическое сообщество не согласилось с его выводами, но де Любич продолжал стоять на своём, издав свои труды независимо и обретя ряд последователей.

Почему египтологи не согласились с его выводами? Де Любич считал, что из-за скептицизма и мировоззренческой костности. Но реальная причина несколько иная. Выводы де Любича никак не подтверждались археологией. Точнее они вообще не подтверждались ничем, кроме математических вычислений. Следует отметить, что находки де Любича носили характер гипотезы, никаких математических «доказательств» он не представил, да и вряд ли такое можно доказать математически. При этом египетские археологи не проводили математического исследования памятников, т.к. математика не входит в перечень археологических дисциплин.

Кто же оказался прав? Увы, это неизвестно. Любые точки зрения в пользу той или иной стороны зависят исключительно от мировоззрения, а это значит, что научного ответа на вопрос пока не существует. Вообще когда какой-либо вопрос тесно затрагивает мировоззрение, египетские археологи и египтологи всегда отмечают эту особенность в своих трудах, либо же пересказывают суть существующих теорий, даже если они звучат как-то невероятно. Этого требует научный метод.

Однако, история альтернативной египтологии де Любичем отнюдь не ограничивается. В конце 1970-х его последователи активизировали свою деятельность, проведя немало своих исследований, написав немало книг.

Джон Энтони Уэст, Роберт Бовал, Захи Хавасс, Грэм Хэнкок (1997)

Джон Энтони Уэст также применил математический метод, назвав свои открытия «Сакральной Геометрией» древних египтян. Роберт Бовал разработал свою теорию о связи египетских памятников с созвездиями на небе, позже переработав её во вполне научный формат. Египтянин Захи Хавасс перешёл на административную работу. Грэм Хэнкок занимался загадками истории по всему миру.

В настоящее время у альтернативных египтологов есть свои конференции, в которых принимают участие и вполне классические египтологи. Сказать, что альтернативные теории сегодня лишены внимания нельзя, это не так. Однако, раз они тоже претендуют на статус научных, необходимо их профессиональное обсуждение, которое периодически проводится, но вот результаты публикуются, увы, редко.

Среди российских альтернативных египтологов наиболее популярен Андрей Юрьевич Скляров (1961 — 2016). Он исследовал египетские памятники на предмет способа обработки камня. Будучи профессионалом в этой области, он утверждал, что такая обработка требует исключительно высоких технологий и не могла быть осуществлена подручными средствами в то время. Этот вопрос, конечно, должен решаться коллегиально, профессиональным научным сообществом, но не египтологов (им-то тут сказать нечего), а специалистов по обработке камня. Подобные исследования в Египте проводились специалистами из разных стран, но альтернативные египтологи почему-то не любят копаться в библиографии и изучать историю исследования вопроса.

Резюмируя, нужно сказать, что альтернативная египтология, конечно, появилась не на пустом месте, а в ответ на ряд объективных проблем в египтологии классической. Привлекая в свои исследования специалистов из других научных областей, сделав исследования гораздо более узкоспециализированными (что, само по себе, весьма закономерный ход развития науки), египтология и египетская археология перестали быть понятными остальным сообществам, перестали выполнять социальный заказ общества, учредившего египтологический институт. Встало много вопросов, ответ на которые требовался, а понятного ответа не было. Это не означает, что альтернативная египтология полностью представляет собой собрание заблуждений. Её теории можно изучать, но вместе с теориями обычной египтологии и египетской археологии.

Отправить ответ

Вход только через социальные сети.
  Подписаться  
Уведомлять о