Египет и религии

Авраамические религии имеют большую традицию критики Египта, основанную на иудейской Торе и других иудейских текстах, вошедших также в христианский Ветхий завет. Археологических подтверждений так называемых «десяти казней египетских» пока не обнаружено. Да и основная масса населения в новообразованное после Исхода иудейское государство переселилась, как известно, не из Египта, а из Месопотамии. Древнему Египту есть что ответить на критику со стороны авраамических религий и помимо упомянутых обстоятельств. Анализ концептуального содержания ранних иудейских представлений о священном, сохранившихся в ветхозаветных текстах, обнажает массу концептуальных заимствований иудейской религии из египетской.

Во-первых, Яхве представляет собой некий гибрид бога Амуна с фараоном. Имя Амун в переводе со среднеегипетского означет «тайный», «сокрытый», «сокровенный».

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель». (Ис 45:15)

Согласно египетским историческим хроникам, таким как Туринский папирус и «Египетские вопросы» Манефона, все основные государственные боги были первыми царями Египта. Каждый египетский царь имел несколько имён, в числе которых тронное, а также тайное сокровенное имя. Вот и Яхве имеет много имён (Элохим, Адонай, Цабаот и др.), хотя собственно он не Яхве, а «тетраграмматон» ЙХВХ (как это читается — тайна). У Яхве есть тайное «непроизносимое имя» (шем га-мефораш), что является стерильно египетской концепцией.

Популярное в русском языке прочтение יהוה как «Иегова» является руссифицированным вариантом от ЙеХоВаХ (ЙХВХ)

Непременными атрибутами всякого фараона являются жезл и посох, у Яхве — они же.

Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. (Пс 22:4)

Во-вторых, ветхозаветные тексты воспроизводят собой суть загробного суда Осириса. Согласно Книге Мёртвых, на суде Осириса сердце умершего помещали на чашу весов. На другую чащу клали перо Маат (истины, правды, порядка). Если перо уравновешивало сердце, значит умерший — праведник, достойный пребывать на полях Иару. Если же сердце оказывалось тяжелее пера, то сидящее возле весов чудовище съедало сердце.

Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. (Иов 31:6)
Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. (Прит 16:2)
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. (Прит 21:2)

В-третих, ветхозаветный текст приписывает Яхве образ горшечника. На рельефе из святилища в Луксорском храме (XVIII династия) изображено, как бог Хнум создает на гончарном круге человека и его Ка.

Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?
Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? (Иов 10:8,9)

Встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.
И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. (Иер 18:2-4)

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (33, 13) сказано: «Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руках сотворившего их, и он воздаст им по суду своему».

Кстати, на одном остраконе из Элефантины (южная граница Египта с Нубией) на арамейском языке написано: «Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума».

В-четвёртых, имеется масса текстологических сходств между иудейскими текстами и более ранними египетскими, самым очевидным из которых является следующее. Папирус Британского музея № 10474 «Поучение Аменемопе» (9/14-19, 10/4):
«Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже нет… они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу».

Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. (Прит 23:4,5)

Наконец, в-пятых, история взаимоотношений Иосифа и египетского фараона.

Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.
И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.
И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;
и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;
но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;
и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;
и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.
Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;
но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;
и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.
И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;
и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.
(Быт 41:15-27)

Урожай в Египте зависит от разлива Нила, который разливается циклами. Эти циклы были посчитаны египтянами ещё в древнейшие времена. Значение этого сна было бы очевидно для любого египтянина. Фараон мог не обращаться за помощью к египетским жрецам, которые, несомненно, знали всё о том, как разливается Нил по одной простой причине — фараон был из племени гиксосских завоевателей. А Иосиф мог узнать о разливе Нила от египтян.

Следуя пятой из десяти знаменитых заповедей (а они подозрительно напоминают так называемую «Исповедь отрицания» из Египетской Книги Мёртвых), авраамическим религиям следовало бы с бо́льшим уважением относиться к Египту. Некоторые их представители, напротив, настаивают на том, что это иудеи научили всему египтян и даже строили пирамиды. Но развитие религиозных концепций в Древнем Египте проследить нетрудно, а вот у иудеев, напротив, никакого развития до написания Торы не наблюдалось.

Отправить ответ

Вход только через социальные сети.
  Подписаться  
Уведомлять о